Многие считают, что стилей в дизайне два современный и классический. К удивлению
это не совсем так.
Стилей и периодики их возникновения множество и в каждом литературном источнике
их периодика отличается. Крайне сложно точно определить, когда закончился один
стиль и возник другой. Существует множество специалистов занимающихся всю жизнь
изучением и описанием стилей в архитектуре и интерьере. Безусловно, стили в
архитектуре и дизайне пересекаются со стилями в живописи музыке и литературе.
Попробуем доступно и кратко описать некоторые наиболее известные и обобщающие
периоды дизайна.
Если начинать описывать стили архитектуры, начиная со средних веков (хотя человек
и ранее уделял огромное внимание архитектуре и украшению интерьера) то средневековье
создало три великолепных архитектурных стиля: Романский , Готический и Возрождение.
Романский стиль
В период
влияния данного стиля на сердца людей многие из них жили религией и богом, конечно
церковь влияла и на архитектуру и интерьер. Все было подчинено суровой действительности.
Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей.
Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными
окнами.
Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Во всем ощущается
предельная простота и мера.
К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого
Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене
(1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного
Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) — в ней, по преданию,
хранились реликвии Святой Марии Магдалины; в Германии — собор в Борисе (1181-1234),
собор в Шпейере (1030-1092-1106).
Готический стиль
(от итал.
gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), художественный
стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран
Западной Европы, Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине
12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в.
Готика принесла в архитектуру и интерьеры потрясающие взор высокие помещения
со стрельчатыми арками и ажурными кованными витражными окнами в форме розы.
Возрождение
(франц.
Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда
стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы.
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую
внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали
мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены
земным содержанием, обращались к сюжетам античности. Искусство Возрождения,
главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей
Италии.
Стили дизайна и архитектуры 17-19 веков можно разделить
на следующие этапы: барокко, рококо, классицизм, ампир, эклектика, сецессион.
Барокко
(итал.
barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco - причудливый, неправильный,
дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории
искусства. Словом «барокко» называют ряд историко-региональных художественных
стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии
развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения,
мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. Ярким представителем этого
стиля является Микеланджело.
Рококо
(франц.
rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), получивший развитие в
европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в.
Для рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические
и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции.
Классицизм
Стиль,
заимствующий все элементы декора и средства художественного выражения из культуры
эпохи эллинизма. Стиль популярный и сегодня. Сквозь века передаются и цитируются
элементы классического греческого декора.
Ампир
Или "Стиль
империи" (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть)
- исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале
XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального
французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления
Директории (1799; см. Директории стиль) или годом коронации Наполеона (1804),
а с другой - началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Строгий и ограниченный
регламентом стиль был одновременно романтичен и пышен. Для Ампира характерны
яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага! Стены
затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры
из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи
на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. Вполне объяснимо, почему в Сталинский
период этот стиль снова распространился в России. Стиль, восхваляющий правителя,
стал называться в России сталинским ампиром.
Эклектика
(от греч.
ekiektikos — способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных художественных
элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Этот стиль возникал
и исчезал в периоды, когда надоедал установившийся в тот или иной период времени
стиль. Стиль, открытый для экспериментов, стиль разрешающий смешивать. Смелые
цитаты различных архитектурных стилей и периодов в искусстве. Смешение классики
и барокко, барокко и рококо. Заимствование элементов из разных эпох изобретение
своих уникальных элементов декора.
Какие стили принес век минувший? Четко можно выделить несколько современных
стилей:
Конструктивизм
Направление
в русском (СССР) искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном
искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании, дизайне).
Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей
среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие
возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также
эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной
роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый
утилитаризм новых предметных форм. В архитектуре принципы конструктивизма были
сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга.
Где как не в СССР мог зародиться этот стиль? Четкая регламентированность и политика
экономии, научный подход к архитектуре и потребностям человека и подарили миру
данный стиль. Четкость линий, симметрия в плане, пересечение объемов, четкое
деление на части вот основные характерные этому стилю черты.
Модернизм
Модерн
родился на рубеже веков в европейской архитектуре как движение за создание стиля
своей эпохи. В 90-х годах прошлого века модерн определился как архитектурный
стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой.
Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля.
Великие мастера модерна в одном произведении соединяли в сказочном организме
архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство. Для модерна
характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях
формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически
выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной
керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В
зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы,
в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий
стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован
из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии
большое распространение.
Постмодернизм
Направление в архитектуре и искусстве развитых стран 2-й половины 70-х—начала
80-х гг. 20 в. Единого определения постмодернизма нет. Наиболее приемлемо определение
постмодернизма как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего
на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним
"неоавангардизма" или "позднего модернизма", последовательно
развивающего модернистские концепции. При всём своём антиэлитаризме, постмодернизм,
в сущности, консервативен. Постмодернизм пропагандирует "реалистичность",
т. е. пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному
порядку общества.
Деконструктивизм
В качестве
источника данного стиля можно считать авангард. Формы меняются и разваливаются
на глазах. Человек в этом стиле мал и беспомощен. Интерьер самостоятелен и уникален.
Четкая стремительность линий, динамичность композиции, яркие цвета.
Хай-тек
Хай-тек
- эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет собой
современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка
архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение
века "высоких технологий" ракетно-космических объектов в архитектуре
крупных общественных зданий. В известной мере Хай-тек является последним в ХХ
в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами
20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х. Высокотехнологичный оригинальный
насыщенный замыслом и идеей стиль.
Многие выделяют и различные стили Азии.
Японский минимализм
Получил
очень широкое распространение в современном мире. Стиль крайне экономичный,
чистый и прямолинейный. Этот стиль аскетичен и строг, но простота линий и четкость
исполнения лишь добавляют ему ясности и красоты.
Этнический стиль
Стиль предполагающий заимствование и цитирование элементов исконного народного
стиля. Может быть этнический Африканский, Скандинавский, Русский... стили интерьеров.
Например можно воссоздать в помещении интерьер русской избы, или африканского
бунгало.
Какой стиль нравится вам? Что близко вам по духу?
Решайте сами. Каждый стиль индивидуален, как и каждый человек. И их намного
больше чем кажется. А может вы, станете тем, кто создаст новый?