Согласно результатам исследования, проведенного кадровым центром
«Юнити», причиной каждого третьего увольнения среди офисных работников
(включая менеджеров среднего и высшего звена) является постоянный
стресс, испытываемый на службе. Примечательно, что к факторам стресса
опрошенные отнесли не только перипетии своей служебной деятельности или
«внутриофисной» жизни, но и недостаточно комфортные условия труда.
Например, плохую шумоизоляцию и раздражающие посторонние звуки, духоту и
повышенную температуру воздуха, неправильно организованную планировку и
освещение офиса и пр. «Текучка», чем бы она ни была вызвана, всегда
опасна для компании, т.к. может нанести серьезный вред ее
работоспособности и даже пошатнуть ее положение на рынке.
Попробуем понять, как нужно подойти к обустройству офиса, чтобы оградить
себя от случайных кадровых потерь, а заодно – повысить
производительность офисного труда, что тоже отнюдь не маловажно.
Свежий воздух – в каждый офис
Вы
никогда не замечали, что некоторые офисы вам хочется покинуть буквально
с первого же момента их посещения? Причем даже в том случае, если их
обитатели вполне дружелюбны и благосклонны к посетителям. А причиной
всему – «спертый» воздух и некомфортно высокая температура в помещении.
Согласно действующим нормативам, при условии 8-часового рабочего дня
температура воздуха в офисных помещениях не должна превышать +28°C.
Каждые «лишние» полградуса сокращают допустимое время работы персонала
примерно на час. При +32,5°C работать можно всего один час, а выше –
нельзя вообще. А теперь давайте вспомним, что летом в некоторых
российских офисах температура воздуха поднимается до +35°C и даже выше.
К сожалению, количество специализированных офисных зданий, оснащенных
эффективными системами приточно-вытяжной вентиляции и центрального
кондиционирования, ограничено, да и аренда помещений в таких комплексах
«влетит в копеечку». Однако это не значит, что нужно смириться с
духотой. «В наши дни существуют компактные системы кондиционирования
буквально на все случаи жизни, – говорит Владимир Свиридов, технический
специалист компании «Евроклимат-Регион» (официального дистрибьютора в
России компании GREE, ведущего мирового производителя оборудования для
кондиционирования воздуха). – Например, для маленького офиса будет
достаточно обыкновенной мультисплит-системы (кондиционер, в котором один
наружный блок обеспечивает работу 2-4 внутренних).
Для помещений средней площади (50-120 м2) хорошим решением станут
кассетные кондиционеры, монтируемые в подвесном потолке, как
светильники. Кстати, это позволяет обойти многие проблемы, связанные с
расстановкой мебели и размещением рабочих мест. Для организации
эффективного воздухообмена и поддержания комфортного микроклимата в
больших многокомнатных офисах можно использовать канальные или
мультизональные системы. Они способны обеспечить работу до 32 внутренних
блоков, «разбросанных» в радиусе до 125 метров, с помощью всего одного
достаточно компактного наружного. К тому же канальные кондиционеры
обеспечивают и приток свежего воздуха в помещения».
Ну а чтобы мощность системы кондиционирования не расходовалась
понапрасну, в офисах следует использовать оборудование с минимальным
тепловыделением. Например, компания D-Link разработала специальную
технологию Green Ethernet, позволяющую сократить энергопотребление и
тепловыделение офисного сетевого оборудования на 45-80%.
Против шума есть приемы
Еще
одна характерная болезнь многих современных офисов – высокий уровень
шума. Он является причиной стрессов, повышает утомляемость и снижает
работоспособность персонала. Иногда шум способен вызывать
физиологические нарушения в организме, психические расстройства, скачки
артериального давления и даже частичную потерю слуха. Что и говорить,
все это не лучшие сопутствующие факторы для нормальной офисной работы.
Прежде всего необходимо избавиться от посторонних звуков извне.
Согласно требованиям действующих нормативов2, уровень шума в
административных зданиях не должен превышать 50 дБ. Однако на оживленных
улицах, куда выходят окна многих офисов, он часто достигает 80 дБ.
Решить эту проблему помогут пластиковые окна. «Обычное окно из ПВХ со
стандартным двухкамерным стеклопакетом снижает уровень шума на 25-30 дБ,
– объясняет Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами
ТД ПРОПЛЕКС, эксклюзивного поставщика оконного ПВХ-профиля по
австрийским технологиям. – В особо сложных ситуациях (например, если
рядом расположена автомагистраль) можно установить окна с повышенной
звукоизоляцией. Для этого сегодня применяются различные технологические
решения: увеличение расстояния между стеклами до 15-20 мм, использование
стекол разной толщины (что исключает резонансные явления), многослойных
наружных стекол (триплекс), покрытых специальной защитной пленкой».
Также качественные окна значительно улучшат теплоизоляцию офисных помещений в холодное время года.
Однако нельзя забывать и о шумах внутреннего происхождения. Так, в
офисах следует использовать оборудование и оргтехнику с низким уровнем
шума. Например, особая конструкция лопастей вентилятора внутреннего
блока кассетного кондиционера GREE Cassette Type делает его работу
практически бесшумной. Особое внимание следует обратить и на компьютеры –
традиционных «возмутителей спокойствия» в офисах. Например, компания
Shuttle представила в конце 2009 года целую линейку полностью бесшумных
офисных компьютеров в компактном исполнении и без единого вентилятора.
Как нетрудно догадаться, они характеризуются еще и пониженным
энергопотреблением, а потому практически не нагревают воздух.
Остается еще одна проблема – шум, производимый самими работниками
офиса. Как от него избавиться, мы расскажем в следующей части нашего
повествования.
Каждому – собственный угол
А заодно ответим на вопрос: как лучше (и правильнее) всего
организовать офисное пространство? С одной стороны, использовать
имеющиеся помещения нужно максимально эффективно, т.к. арендная плата
год от года растет и «съедает» немалую часть бюджета практически любой
компании. В то же время каждому сотруднику нужно создать комфортные
условия для продуктивной работы. Согласитесь, довольно трудно
сосредоточиться на текущих делах, если к вам постоянно кто-то
«заглядывает через плечо». Неудивительно, что популярные сегодня
«открытые пространства», когда все сотрудники сидят в общем зале, многих
из них не устраивают. «На работе мы проводим до 70% своей жизни и хотим
иметь возможность уединиться, поставить на стол свою кружку, фотографию
близкого человека или ребенка, приятные сувениры», – считает Дмитрий
Агапкин, директор компании «Плаза Девелопментсервис» (Самара). Согласны с
этим и психологи, которые утверждают, что человеку обязательно нужно
личное пространство, где он будет чувствовать себя комфортно.
Решить эту проблему, а также снизить уровень внутренних шумов помогут
офисные перегородки. С их помощью можно обустроить и нужным образом
распланировать практически любое помещение. В наши дни перегородки
встречаются нескольких типов. Например, стационарные – от пола до
потолка – внешне ничем не отличимы от настоящих стен. С той лишь
разницей, что при необходимости их можно с легкостью демонтировать и
перенести в любое другое место, за считанные часы произведя полную
перепланировку помещения. Такие решения допускают использование самых
настоящих дверей и позволяют обустраивать полноценные кабинеты для
менеджеров. Сотрудники рангом пониже также могут рассчитывать на
собственный угол. Обычно для этой цели используют так называемые
мобильные перегородки, высотой примерно в человеческий рост. А чтобы
офис не становился похожим на запутанный лабиринт, мобильные перегородки
придумали делать наполовину прозрачными. Сидя на стуле, вы недоступны
для посторонних взоров, а встав, можете видеть, что происходит вокруг.
Есть у мобильных перегородок и еще одно преимущество: они облегчают
вентиляцию помещения, так как воздушное пространство остается общим.
Наконец, в самом крайнем случае, когда других решений нет, можно
использовать настольные перегородки или экраны (например,
Quasar-SCREEN), высотой обычно около 500 мм. Кстати, часто они выполняют
еще и функцию магнитной доски.
Также нужно помнить, что офисы, принимающие большое число
посетителей, следует разделять на две, по возможности изолированные друг
от друга, функциональные зоны – Front-office и Back-office. Первая
выполняет представительскую функцию и предназначена для работы с
клиентами, а вот во вторую доступ посторонних должен быть ограничен.
Да будет свет
Выделив каждому сотруднику собственный угол, нужно позаботиться о
том, чтобы все эти углы были хорошо освещены, так, чтобы можно было
легко и точно распознавать малейшие детали изображения или текста на
бумаге или экране монитора.
Сегодня различают два подхода к организации освещения рабочего места,
которые могут применяться в комбинации: использование прямого и
отраженного света. Если направленно освещать каждое рабочее место, то
все помещение в целом может оказаться достаточно темным. Если же свет
достигает рабочих мест, предварительно отразившись от потолка и стен, то
полученный эффект может оказаться ослаблен нечетким восприятием
пространства. Комбинирование прямого и отраженного света сочетает в себе
преимущества двух разных подходов и позволяет избавиться от их
недостатков, так как обеспечивает эффективное освещение рабочих мест и
создает благоприятную световую среду в помещении. Одним из примеров
могут служить подвесные офисные светильники, перекрывающие пространство
внизу (прямой свет) и одновременно освещающие потолок (отраженный свет).
Также становятся все более популярны источники мягкого света, близкого
по своим свойствам к дневному.
В дополнение к общему освещению может по необходимости использоваться
локальное, на рабочих местах. Также возможно применение подсветки стен,
которая улучшает восприятие пространства, особенно при открытой
планировке.
Конечно, трудно рассказать обо всех нюансах правильной организации
современного офиса. Например, в последние годы в практике обустройства
офисных помещений все чаще применяется создание специальных зон для
отдыха и релаксации персонала. Можно поставить на небольшом участке
площади бильярдный стол, пару столов для пинг-понга, мини-гольф, чтобы
сотрудники могли отвлечься после работы или во время обеденного
перерыва. Впрочем, здесь многое зависит от корпоративной политики. Если
руководство заинтересовано в сохранении кадров, то оно приложит все
усилия для обеспечения комфортных условий труда персоналу.
Пресс-служба «Евроклимат» (официальный дистрибьютор GREE в России)