Пословица «в гостях
хорошо, а дома лучше» актуальна во все времена. Ведь наиболее комфортно
мы чувствуем себя в том месте, которое обустроено под наши привычки и
характер. И верно это по отношению не только к отдельным людям, но и к
целым народам.
В Японии, территориально небольшой стране, особенно ценится
пространство. Ее жители склонны к минимализму и пренебрегают внешними
эффектами. Вряд ли им по вкусу придется множество изящных мелочей,
которые придают шарм французскому интерьеру. С японцами не согласятся
австралийцы, привыкшие с детства к просторам – как в домах, так и на
природе. А вот в Африке тяготеют к традиционному укладу быта, поэтому в
оформлении местных жилищ выделяется этнический колорит.
Так, непохожесть менталитетов причудливо превращается в многообразие
интерьеров. В каких же элементах дизайна наиболее ярко раскрываются
национальные различия, а в каких, наоборот, проявляется близость
народов? Чтобы разобраться в этом, сравним дизайнерские традиции,
популярные у жителей США, Японии, России и скандинавских стран.
Личное пространство нации
Особенности менталитетов отражаются в организации жилого
пространства. Так, прагматичные американцы стремятся к максимальной
функциональности. Отсюда – столь частое объединение гостиной и кухни.
В скандинавском интерьере воплощена сдержанность, присущая
представителям этих народов. Здесь главенствуют рациональность и
лаконичность. Прямоугольные, просторные помещения обставлены самой
необходимой мебелью. Скандинавский интерьер напоминает японский, в
котором также много свободного места и мало предметов.
Японская эстетика утверждает принцип: «все лишнее безобразно».
Пустота – вот что подчеркивает внутреннее изящество домашнего интерьера.
Все вещи и утварь японцы обычно прячут во встроенных шкафах. А
раздвижные перегородки, которые скрыты от посторонних глаз, помогают
мгновенно преобразить официальные залы в уединенные покои.
| |
Японцы склонны к минимализму и пренебрегают внешними эффектами. |
Для наших соотечественников характерна «борьба» за каждый квадратный
метр. Яркие этому примеры – созданные нами антресоли и полки на
балконах. «У многих россиян все же первенствует желание расширить
жилое пространство, и о декоре они думают во вторую очередь. В отличие
от иностранцев, которые не были зажаты типовыми пятиэтажками и
панельными башнями», – считает Юлия Михайлова, ведущий специалист архитектурного бюро «Арт де-факто».
Свет нации
|
В Скандинавии смотрят на мир сквозь большие окна. |
К проблеме освещения жилья европейцы и американцы
подходят по-разному. Рационалисты-американцы любят устанавливать в
квартирах бра, которые дают эффект «точечного» освещения. Европейцы,
напротив, голосуют за люстры, дающие яркий дневной свет.
Высота потолков в австралийских домах позволяет использовать
замысловатые конструкции из стекла, хрусталя, фарфора или кованого
железа.
Многоярусные и многорожковые люстры – гордость хозяев дома.
Если же говорить о естественном освещении, то здесь очевидны
кардинальные расхождения между европейской и восточной культурами. В
давно минувшие времена свет в японские жилища поступал не сквозь окна, а
через стены – «сёдзи», изготовленные из прозрачной белой бумаги. Так
сохранялась гармония с природой, которой дорожит восточный человек.
Западный же интерьер сложно представить без окон. В европейских домах сейчас наиболее популярны большие конструкции. «В Скандинавии, например, им отдают предпочтение из-за нехватки природного света. Эта же тенденция наблюдается и в России,
– добавляет Лев Минуллин, заместитель коммерческого директора Группы
компаний ПРОПЛЕКС (крупнейшего российского производителя оконного
ПВХ-профиля по австрийским технологиям). – А в Австралии, где много
солнца, в моде не только панорамные окна, но и стеклянные двери,
стирающие границу между внутренним и внешним миром».
Национальная палитра
Цвета, которые предпочитают жители разных стран, тоже можно назвать зеркалом народной души. «На интерьер оказывает большое влияние географическое положение страны, – поясняет дизайнер Ольга Кондратова, директор дизайн-студии «ОК». – Как
правило, люди, родившиеся в странах, где много света и тепла, любят
использовать в интерьере сочные краски. Например, жители Африки часто
прибегают к ярко-терракотовым, коричневым, желтым, песочным оттенкам в
интерьере».
|
Африканский дизайн поражает яркостью. |
Теплые и радостные тона встречаются часто и в домах
скандинавов, но по другой причине. Дефицит естественного солнечного
света сделал популярными цветами в этих странах желтый, молочно-белый,
бирюзовый, янтарно-желтый.
Любимые оттенки японцев – цвета родной земли. В них нет тропического
буйства красок и холодной мрачности севера. Поэтому в местных интерьерах
преобладают кремовые, бежевые и другие мягкие тона.
В цветовых предпочтениях американцев заметна преемственность, идущая
со времен Старого Света. Например, мебель часто оформляется пестрым
флористическим орнаментом, который был некогда популярен в Европе.
На цветовые пристрастия россиян во многом повлияло расположение
страны на стыке Европы и Азии. Поэтому у нас часто смешиваются западные и
восточные традиции. Забавно, что востребованность «восточного»
(арабского, среднеазиатского) интерьера с его изобилием декора,
мозаичными и плиточными вставками, драпировками также имеет национальные
особенности.
«Мы долго пытались понять предпочтения по регионам, – говорит
Лариса Новикова, генеральный директор группы Kerama Marazzi, лидера
российского рынка керамической плитки и керамогранита. – Одно время
нам казалось, что на севере люди больше любят светлую плитку, а меньше
продаются черные и контрастные, больше свойственные югу. Оказалось, что
это не совсем так. Тем не менее, юг, действительно, любит больше
контрастные сочетания, а мусульмане предпочитают зеленый цвет».
Особенности национальных декоров
Стремление американцев во всем к научно-техническому прогрессу
побеждает их прагматичность и экономность. Отсюда даже в декоре –
дорогие современные материалы в стиле хай-тек.
| |
Американцы выбирают хай-тек даже в дизайне. |
Жители Скандинавии при оформлении дома также прибегают к помощи
современных материалов: например, хромированного металла и стекла. При
этом широко используются и природные материалы. Дощатые полы из светлого
дерева, простая деревянная мебель – все это свойственно скандинавскому
стилю.
В австралийских домах мирно сосуществуют грубоватая мебель 40-х
годов, доставшаяся по наследству от старшего поколения, и современная
эксклюзивная мебель от известных фирм.
Законодателями моды в декоре считаются французы. «Основная тенденция сегодня – стремление к стопроцентной натуральности,
– говорит Владлен Сергиенко, генеральный директор компании «ФРмэйд»,
представляющей на российском рынке таких французских производителей
мебели, светильников и аксессуаров, как «Acrila», «Atelier Medicis»,
«Toplanska crystal». – В производстве мебели французы пытаются
максимально использовать экологически чистые материалы. Это определяет и
необычный, на первый взгляд, дизайн. Например, книжные полки, сделанные
из необработанных стволов деревьев, столы на ножках из пеньков, ванная в
виде полости, выбитой внутри огромного валуна».
| |
Исконно французский шарм интерьеру придает множество деталей. |
В оформлении российских квартир, по словам дизайнеров, заметно
стремление к уюту и эклектичности. В домах могут быть одновременно
восточные ковры, классическая мебель английского стиля и кованые
светильники из Марокко. Можно увидеть темно-коричневую классическую
кухню в сочетании с современным рубленным итальянским диваном и
этнической люстрой. «Вот пример достойного русского жилья в Москве
где-нибудь на Большой Никитской: современные итальянские диваны,
купленные внучкой, прекрасно смотрятся рядом с бабушкиным рижским
столовым гарнитуром 1949 года; сервант 1960-х производства ГДР (где шпон
освобожден от полировки и тонирован в цвет венге), превращенный в
книжный шкаф, отлично сочетается с современным письменным столом и
промышленным светильником над ним», – комментирует дизайнер Наталья
Шевцова, руководитель салона «Интерьеры».
Даже в наш век глобализации и стандартизации дом все равно
остается крепостью, в которую каждый стремится привнести уют,
ориентируясь на свои вкусы и национальные традиции. Ведь только
обустроив жилище в соответствии с собственным мироощущением, мы можем
почувствовать себя не в гостях, а именно Дома.
Пресс-служба Группы компаний ПРОПЛЕКС
Дата публикации 05.04.10
Источник: http://www.vashdom.ru |